Московский клуб активного отдыха КАРАВАН XLI сезон |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бревет "Чуйский тракт" (2021)Алексей Белогрудов
О существовании бревета «Чуйский тракт» на 1200км знал давно, но даже и не думал пробовать свои силы на нем ранее, так как горы это не мое, ибо слишком тяжел для подъёма в перевалы. Составляя план бреветов на сезон 21 года всё же решил попробовать испытать себя на нем. Стимулом было прокатиться по одной из самых красивых дорог мира по мнению National Geographic. Изначально план был такой. По прилету в Горно-Алтайск собрать из коробки велосипед. Упаковку в мусорку и своим ходом порядка 100 км до гостиницы в Бийске-небольшая разминка перед стартом. Обратно у меня был куплен билет на поезд, который отправлялся из Бийска через 4 часа после истечения лимита времени бревета, так что коробка была не нужна - для перевозки взял с собой легкий тряпочный велочехол. Но собрав дома рюкзак, понял, что катить с ним за сптной на шоссере 100 км будет как минимум неудобно и тяжело. Прилетел в Горно-Алтайск. На нашем рейсе было около 10 участников мероприятия. Пока ждали свои коробки на выдаче, узнал у Максима Никулина, что есть возможность вписаться в микроавтобус. Воспользовался шансом. Коробку всегда успею выбросить. Затолкали в авто 4 упакованных велосипеда и поехали. По пути обогнали «Легионера», который двигался в Бийск на своих двух колесах. А затем сделали остановку, когда обогнали, также едущих в Бийск Карташова Владимира и Анцупова Евгения. Добрался до гостиницы в Бийске, заселился и завалился спать. Сбор велосипеда решил оставить на попозже. Вечером увидел в чате телеграмма, что народ собрался в кафе и пошел к ним навстречу.Посидели, поболтали, обменялись мнениями о предстоящем мероприятии. Вернулся в отель и начал сбор велосипеда. Собрал. Вроде ничего не пострадало при перелете. Но, крутанув переднее колесо на предмет наличия восьмерки, обнаружил проблему. Колесо очень быстро останавливается. Накрылся подшипник. Проблема.
Значит, у меня есть полдня, чтобы решить вопрос с колесом. Обнаружилась еще одна проблемка. Что бы разобрать втулку нужен шестигранник на 2,5. А у меня в комплекте шестигранников такого размера не оказалось. 2 есть, 3 есть, а 2,5 нет. Пришел к открытию в веломагазин. Переговорил с продавцом - он же веломеханик, но после рабочего времени в магазине. Попросил разобрать колесо, дабы узнать типоразмер подшипника. Разобрал. Один подшипник был более менее цел, а второй подклинивал. Он посмотрел по своей базе, где их можно купить, но оказалось, что все его точки сегодня не работают. Выходной. Я поискал по Яндекс картам автомагазины и совсем недалеко обнаружился таковой с нужными мне подшипниками в наличии. Вернее не совсем такой. Типоразмер нужный, но степень защиты иная. Но как говорится на безрыбье и рак рыба. Купил два. Вернулся в магазин и договорился с этим продавцом, что он мне заменит их в свой обеденный перерыв. До него еще часа два. Сходил в музей Чуйского тракта. В Бийске как раз находится его нулевой километр. Время еще оставалось и решил пока поискать по магазинам шестигранник. Что могу сказать - найти в Бийске специфический подшипник оказалось намного проще, что банальный шестигранник. Их или не было в наличии, либо они продавались за невменяемые деньги в наборе, а я хотел купить отдельный. В результате обошел кучу магазинов и пришлось всё же купить набор. Время потратил много и пропустил то, на которое договаривался с механиком. Вернулся в гостиницу. Делать нечего. Пришлось менять подшипник самостоятельно. Так как с собой не было специализированных инструментов для выпрессовки подшипников и в наличии имелся только шестигранник на 10, а в качестве молотка мультитул Лизерман, то решил менять только один подшипник. Пришлось постучать в номере гостиницы, чем помешал немного желающим поспать днем. (Лена, извини)). Второй менять не стал, а взял с собой на случай необходимости замены в пути. Работа сделана, колесо крутится свободно и достаточно долго. Время ехать на предстартовый брифинг. Поехал северной дорогой. В Березово долго искал место старта. Пару раз заезжал не туда. После непродолжительных поисков место было найдено и то пришлось воспользоваться услугами проводника участника, который уже здесь бывал ранее. В пионерлагере – он же стартовый городок жизнь кипит. Получил пакет, сделали фото. И началось общение с «братьями по разуму». Потом выяснилось, что брифинга, как такового, не будет. Поехал обратно в гостиницу, дабы упаковать бэгдроп. Договориться о хранении коробки от велосипеда в гостинице. Так, на всякий случай. Укомплектовать сумки велосипеда и пораньше лечь спать. Перед важными бреветами, а иногда и перед рядовыми двухсотками бывает сложно уснуть, тем более, если стараешься лечь спать раньше обычного для себя времени. Поэтому в помощь идет таблетка снотворного. Главное ее принять не менее чем за 8 часов до пробуждения. Иначе проснуться то можно, но будешь «вареный» весь день. В общем, проснулся по будильнику выспавшийся. Утренние процедуры. Последние сборы. Завтрак в гостинице и вперед 14 км на старт. В это раз поехал южной дорогой. Северная мне не понравилась. Сдан бэгдроп и рюкзак с вещами, который останется на старте. Приглашают к стартовой арке. Приветственные слова организаторов, фотографирование и выпускают на старт пачками по 20 человек. Удалось попасть в первое окно стартующих. Здорово. Можно будет немного поэкономить силы. И если отвалюсь от группы, то можно будет дождаться другие и попробовать сесть им на колесо.
Вот так резко меняются планы на прохождение бревета в самом его начале. Когда поехал, то понял, что еще повредил поясницу. Видимо, при падении «дернул» ее. Но ехать особо пока не мешает. Начала наступать жара. Цифры на гармине ползли постоянно вверх. Максимально, что видел в это день – себя водой из бутылочки с пульверизатором. Брызгал на лицо, плечи и на нарукавники, так, чтобы не попадало на пластыри. Пару раз останавливался у магазинов, дабы купить холодной минералки. Ехал все время один и других участников стал нагонять только ближе к Горно-Алтайску.
По пути плотно поел в кафе с водопадом, где останавливались все рандоннеры. Умылся холодной водой и насколько это было можно, облился ею. Жара и не думала спадать, несмотря на надвигающийся вечер. После кафе догнал Болдырева Алексея, которому было совсем плохо (по его словам). Сфотографировался у таблички начала подъёма в перевал и начал его штурм (500 м на 9 км пути). Подъём прямой. Уклон терпимый. Машин было немного, поэтому иногда ехал зигзагами, для минимизации усилий. На встречу спускались на минимальной скорости КАМАЗы, использовавшие торможение с горы двигателем, отчего шум стоял сильный. На вершину первала поднялся уже в темноте. Повернул направо к КП. Отметился в палатке. Угостили компотом. Выпил с удовольствием два стакана. Получил талон на питание в столовой и поехал пополнять энергию. За каждым подъёмом следует спуск. Вот и нас ожидал стремительный спуск с Семинского перевала и сотня километров до следующего к КП Яломан. С КП выехал один. Включил фару на полную мощность (при обычной езде по равнине использую половину мощности для экономии заряда батарей и этого хватает) и понесся стремительно вниз. После населённого пункта Хабаровка начинался подъем на второй перевал нашего маршрута Чике-Таман (400 м на 4 км пути). Поднимаясь в него пару раз спешиваюсь и прохожу сотню другую пешком. Спешиваюсь не от того, что не могу заехать, а для того чтобы размять «горящие» пальцы на ногах. Вечная моя проблема на бреветах. Перевал взят. Наверху тишина. Никого нет. Ничего с перевала не видно. Делать ночью тут нечего. Начал спуск. В отличии от прямого Семинского тут имеются повороты и особо не разгонялся. Вскоре стало постепенно светать и меня стало начинать рубить в сон. Боролся с засыпанием как мог. Остановок, где можно было немного посидеть с закрытыми глазами не было. Спасали красивейшие виды после перевала. Останавливался, фотографировал.
До КП Родник добрая сотня километров и преимущественно вверх. Крутил педали, наслаждался красотами. Когда совсем было невмоготу от желания поспать, находил большой камень на обочине и присаживался на него. Закрывал глаза на некоторое время, отдыхал. За этим занятием и пропустил за несколько километров до КП лидера, который ехал уже в обратном направлении. Справа открылись взгляду снежные вершины гор.
Дорога от КП Родник до КП Кош-Агач (1800м н у м) изобиловала отличными видами гор и степи. Подъёмы, небольшой дождь и все чаще и чаще встречаются на встречном курсе участники, едущие в сторону финиша. Все друг друга приветствуют. В Кош-Агаче.
На КП встретили. Все стойки забиты велосипедами. Пришлось свой положить просто в траву. В столовой приветливые волонтеры накормили и я запросился поспать. На сон хотел уделить три часа. Когда заползал в палатку, там уже спал один участник. Постарался сильно не мешать ему. Залез в спальник и уснул. Проснулся сам через два с половиной часа. Пытаюсь подняться и понимаю, что поясница еще больше разболелась. Боль резкая. Кое как выполз из палатки и доковылял до столовой. Позавтракал. А вот встать со стула не могу. Ноги совсем не держат. Пытаюсь подняться, а они подкашиваются из-за прострелов в пояснице. Все. Приехали (((. Волонтеры, видя такое предложили наклеить на спину согревающий пластырь. Соглашаюсь. Потом еще, если не ошибаюсь, механик, он же врач, растер мне спину Впереди ждал подъем на перевал Чике-Таман на остановки для фотографирования нет. Надо ехать. Да и каждая остановка, и последующая попытка поехать вновь связана с болью в спине, поэтому остановок стараюсь делать по минимуму. Начитается жара и штурмовать перевал придётся в самый ее пик. В магазинчике покупаю минералки, чтобы хватило на подъем. Жара уже давит, а ведь основной набор еще не начался. Слева вдоль дороги течет ручей и есть небольшая тень. Останавливаюсь. Умываюсь, опускаю ноги в прохладную водичку и наполняю водой бутылочку с пульверизатором, которую использую для охлаждения тела в жару. Разбрызгиваю ее на лицо, руки и грудь. Расход воды минимальный, а «удовольствия на миллион». Начался основной подъем и приходится останавливаться на каждом витке серпантина, где естьхоть какая-то тень, Чтобы перевести дух и немного охладиться из спасительной бутылочки. Поднявшись на перевал, заехал на смотровую площадку. Сейчас все было хорошо видно со смотровой, но и машин с людьми огромное количество. Долго задерживаться тут не стал и начал спуск. В Онгудае умудрился вляпаться в разбрызганную машиной дорожных рабочих битумно-гудронную смесь, которой они поливали дорогу перед асфальтированием. Посетил кафе у дороги, на крыльце которого и пообедал. Погода стала меняться. Начался такой хороший встречно – боковой ветер, налетела облачность и стало понятно, что впереди ожидают осадки. Весь вопрос только в их интенсивности и продолжительности. Как только выехал за границу поселка ветер многократно усилился. Остановился, чтобы утеплиться и защититься, насколько это возможно, от надвигающихся осадков. Обгоняет Дима Кимбер. Обменялись парой фраз на счет погоды. И тут пошел дождь, да не просто дождь, а ливень. Начал в срочном порядке искать место, где можно укрыться от этого потока воды. Впереди ничего не просматривалось, а в полукилометре назад была остановка. Решил вернуться и спрятаться там. От дождя остановка меня укрыла. Правда ветер был достаточно сильный и заносил под крышу остановки некоторое количество осадков. Но это не беда. Проблема было в том, что присесть и отдохнуть на лавочке там было совершенно невозможно, так как эту остановку все местное поголовье крупного рогатого скота использовали как туалет. Ну не скоты, а!? Через минут двадцать ливень немного утих и трансформировался в дождь. И по всем признакам он будет идти еще долго, так что пережидать нет никакого смысла. Поехал покорять Семинский перевал (500м набора высоты на 11 км). По пути дождь еще пару раз переходил в ливень. И один раз я прятался от него под деревом. Ветви дерева, правда, не особо помогали, поэтому достал спасательное одеяло и накрыл им себя и по возможности сумки на велосипеде. Минут 20 простоял. Стал немного подмерзать, поэтому поехал дальше, да и ливень опять перешел в простой дождь. Начало темнеть. Тут меня обогнал участник, оторвался от меня. Потом я его догнал и обогнал и так продолжалось несколько раз. Когда в очередной раз с ним поравнялся, то понял почему это происходило. У него был сингл. Сказал, что сломал петух и поэтому пришлось ехать с одной передачей. На более пологих градиентах он от меня отрывался, а где было немного по круче моя скорость была выше. Вот так и добрался до Семинского перевала. Поворот налево и через километр КП. Во второй раз поднялся сюда в темноте и оглядеть окружающие перевал красоты не удалось. На КП отметка, пару чашек горячего чая для согрева. И отправился есть. В этот раз кормили в здании напротив столовой, где в первый раз был. Вернее, кто успел проехать до меня ели в столовой, но к моему приезду ее закрыли и всех оставшихся кормили уже в другом месте – в здании напротив. Но это не беда. Хуже было то, что второе показалось мне кислым. И я не рискнул есть котлету, дабы избежать неприятных последствий с пищеварением. После еды подумал было немного поспать. Пришел в домик, где это можно было сделать. Тамбур весь заставлен велосипедами. Свободных мест для сна не обнаружил. И я ограничился тем, что в более менее теплом помещении переоделся в сухую одежду, перепаковал вещи. Раз спать негде – надо ехать дальше.
Спускался с перевала осторожно. Вокруг был сплошной туман. Поэтому не разгонялся. Да и начало снова сильно рубить в сон (уже сбился со счета в который раз это произошло). На первых километрах спуска меня обогнало несколько человек, на скоростях раза в два превышающей мою. Рубит в сон все сильнее. В очередной деревне нахожу автобусную остановку и сажусь на скамейку для отдыха. Минут 15-20 посидел с закрытыми глазами и дальше в путь. Начало светать. Дорога от КП на Семинском перевале хоть и была предпочтительно все время вниз, но она мне показалась вечностью, все из-за постоянного желания спать. Уже ближе к следующему КП вновь пошел дождь. КП немного переехало правее относительно первоначального места. Пришлось прогуляться пешком по раскисшему от дождя грунту. На КП волонтеры отметили карточку, чем-то вкусным накормили и дорога позвала меня на предпоследнее КП на этом бревете. Через пару км был мост через р.Катунь особой формы от конструкторов «велоненавистников». По его металлическим балкам проехать на велосипеде было нереально, так как колеса чуть ли не по втулки проваливались в щели между ними. Пришлось переходить пешком медленно и осторожно. Затем дорога проходила по курортной зоне - ровная и с малым трафиком. Стало теплеть и я пару раз останавливался и постепенно снимал с себя лишние слои одежды. После населенного пункта Ая окончательно распогодилось, но вместе с этим и испортилось дорожное покрытие. Начались непродолжительные подъёмы и кое-где работали дорожные службы. Худо бедно добрался до вершины Бирюсинского перевала (300 метров набора на 20 км), а оттуда вела дорога в Алтайское, где был предпоследний КП. Там накормили от души. Были даже домашние соленья и пирожки. Умылся, восполнил запасы питьевой и технической воды, покрутил педали. До поворота на Старобелокуриху движение было средней интенсивности, но и асфальт не особо качественный. Пару раз с трудом разделил дорогу с грузовиками. После поворота на Белокуриху на встречном курсе все чаще стали попадаться участники, что успели уже отметиться на последнем КП и теперь держали курс на финиш. Мне же только предстояло еще заехать по серпантину вверх не спешиваясь.
В палатке немного отдохнул за приемом пищи и беседой с участниками. Впереди предстоял последний рывок на финиш и что радовало, что больших подъёмов больше не будет. Горная часть бревета уже закончилась. Удивительно для меня, но были еще участники, что только начинали всей подъем на этом серпантине (думал, что давно уже еду последним). После того как выехал на дорогу Белокуриха - Бийск меня обогнали трое. Миша, Дима и Татьяна из БЗ. Президент с Димой Кимбером укатили вперед, а Таня Маслова сбавила темп и всю оставшуюся дорогу мы ехали с ней рядом и разговаривали. Вспоминали ПБП 2007 года и ПБП 2019, где увиделись с ней снова спустя 12 лет. В Бийск въезжали уже в полной темноте. Оставался последний непродолжительный рывок до финиша. Уже когда съехали с трассы на разбитый асфальт, я решил еще раз попробовать найти утерянный здесь почти 4 дня назад фитнес браслет. Заряд в нем еще должен был остаться и на это была вся надежна. Нашел примерное место и начал прогуливаться вдоль дороги и с помощью смартфона устанавливать с ним связь по блютуз. Связь установил, теперь в радиусе 10 метров осталось найти сам браслет. Достаточно быстро увидел огонек в траве. Нашел. Корпус сильно повреждён. Сначала думал, что это произошло от удара о землю, но скорее всего по нему проехалась машина или велосипед - повредился экран датчика и отбросило его в траву. На экран ничего не выводится, но работоспособен. То есть он все считывает все данные и на смартфон выводятся все показатели. Потеряв минут 10-15 на поиски и пропустив из-за этого человек 5 участников, добрался всё же до финиша. Встретили, отметили, накормили. В спортзале была уже сонная обстановка. Кто-то спал, кто-то перебирал свои вещи, оставленные тут еще на старте. Я тоже немного перебрал свой скарб и попрощавшись с теми, кто в это время еще не спал, поехал в сторону Бийска. Мне надо было решить еще задачу с транспортировкой домой. Билет на поезд, который отходил через 3 часа был у меня куплен заранее, но из-за травмы спины это двухдневное путешествие на верхней полке могло стать для меня пыткой. Залезть туда я бы еще смог, а вот спуститься вниз могло бы и не выйти без посторонней помощи. Решил лететь самолетом. Но для этого надо еще забрать, оставленную на всякий случай в подвале гостиницы коробку. Вот тут как раз этот случай и наступил. Приехал в гостиницу. Разбудил девушку на стойке регистрации. Забрал коробку и пошел к ближайшей лавочке. Первый делом купил билет на самолет, затем сдал с большой потерей денег билет на поезд (так как оставалось уже мало времени до отправления). Упаковал велосипед в коробку. Подарил дворнику купленный несколькими днями ранее репеллент от комаров и ключи – не пригодились, а везти их домой самолетом не имело смысла. Вызвал такси. Загрузился в него и минут через пять разговоров с таксистом уснул до приезда в аэропорт.
Итоговое время 88-14. под лимит. Но в сложившихся обстоятельствах считаю хорошо, что все хорошо закончилось. Огромная благодарность всем тем, кто организовывал этот бревет, волонтерил на всех КП. Без Вас красоты Чуйского тракта были бы менее яркими и запоминающимися! Спасибо! Бюджет мероприятия вышел в районе 51 – 52 000р (на весь транспорт 29500, взнос участника 10000 +2000 джерси, гостиница Совсем не бюджетно, но львиная доля затрат это перелет внутри страны. P.S. После возвращения домой еще месяца два мучился с поясницей. Пришлось колоть обезболивающее. ((( Белогрудов Алексей. №133 Copyright 2021 Алексей Белогрудов
Мы будем Вам признательны за любые предложения, замечания и мысли по оформлению и содержанию страницы.
Пишите по E-Mail.
WEB-дизайн:
М.Куркин,
Л.Ливеровский,
WEB-программирование:
Д.Глотов,
В.Денега,
П. Рузин,
Е.Шехова,
Логотип: А. Антонов.
Любая часть этой публикации может быть воспроизведена только по согласованию с автором (и переводчиком).
Подписанные материалы выражают личное мнение автора.
Ссылка на сайт велоклуба "КАРАВАН" обязательна. |