Соревновательная сторона веломарафонов

Жан Хейне и Мелинда Лион
Перевод Владимира Сабурова
Оригинал "The Competitive Side of Randonneuring"

Церемония награждения по окончании велопробега Париж-Брест-Париж 2003 впервые прошла без участия сильнейших участников-мужчин. Несмотря на то, что эти участники показали самое короткое время прохождения дистанции за всю историю ПБП, они получили двухчасовой штраф за за различные нарушения правил. Джилберт Булте, один из организаторов, приводит такие примеры, как толкание организаторов на КП, справление малой нужды в населенных пунктах, многочисленные случаи проезда под красный свет или знаки остановки, освещение дороги перед участником фарами нелегальной машины сопровождения, отказы пропустить мою организаторскую машину, неуважительное отношение при виде моего организаторского удостоверения>. Вот что написал Роберт Лепертель, организатор ПБП, в газете Федерации Велотуризма Франции: "Никогда ранее так много зрителей на велосипедах и самих участников не компрометировали себя таким неуважением правил. Первые 12 или 15 [...] не проявляли никакого уважения к организаторам, официальным лицам и всем тем, кто превращает ПБП в праздник непоколебимости и стойкости в стремлении доехать до финиша этой трудной гонки. Такие не заслуживают имени рандоннеров, поскольку не знают, что значит гонка без группы поддержки". (Cyclotourisme, № 518, 10/2003, с. 34.)

Действительно сильные слова, особенно с учетом того, что оштрафованные участники не считали, что они совершили какой-то неправильный или экстраординарный поступок. Вполне возможно, что нарушая какие-либо правила, они чувствовали, что поступали точно так же, как поступал бы любой участник велогонки. С другой стороны, организаторы говорят, что штрафы являлись не только следствием отдельных нарушений правил, но и следствием очевидного настроя первых участников на сознательное нарушение правил. Ясно, что между первыми участниками и организаторами не было взаимопонимания, что же представляет из себя ПБП.

У организаторов есть большая уверенность в том, что ПБП не является гонкой, а поведение таких участников ставит под угрозу дух рандоннерства. Но что же такое "дух рандоннерства"? В правилах ПБП об этом сказано очень мало. В правилах BRM просто сказано, что "бреветы не являются соревнованиями" (Параграф 12). Но почему же тогда фиксируется время каждого финиширующего, почему организаторы ПБП признают рекорды и награждают призами сильнейших участников в разных категориях? Разве это не значит, что для желающих ехать быстро это все-таки гонка? Понятно, что стремясь финишировать первым, участник может принять решение проигнорировать также и другие правила.

Для изучения этого очевидного противоречия между "неспортивностью" и наградами сильнейшим участникам, нам придется взглянуть на историю пробега Париж-Брест-Париж. Рандоннеры впервые приняли участие в ПБП, являвшемся с 1891 года профессиональной гонкой, в 1931 году. В 1950-х все остальные профессиональные гонки становились короче. Поскольку для участия в ПБП требовались совершенно другие тренировки, то для профессиональных гонщиков больше не имело никакого смысла тратить целый сезон исключительно ради одной победы в ПБП. Это было смертью ПБП как профессиональной гонки. Эстафету подхватили рандоннеры.

В отличие от гонщиков, зарабатывающих на велосипеде себе на жизнь, рандоннеры катались в свое удовольствие. Они гордились тем, что были непрофессионалами - любителями покатушек. Иногда рандоннеры были довольно соревновательны (для предпочитающих несоревновательное катание существует такой велопробег, как "Audax"), однако для большей части это были соревнования, проходившие в дружеской обстановке. Большинство из них оставались вовлеченными в спорт до конца всей своей жизни в качестве участников (Роджер Бауманн, сильнейший гонщик-одиночка 1956 года, вышел на старт рекордного 10-го ПБП) или волонтеров. В действительности, вышеупомянутый организатор Джилберт Булте был на одном из двух тандемов, поделивших между собой первое место в 1956 и обогнавших при этом всех одиночек. Роджер Бауманн, вышеупомянутый рекордсмен, в этом году был волонтером в Villaines-la-Juhel. Пьер Теобальд, организатор ПБП 2003, в конце 1950-х также участвовал в различных рандоннерских мероприятиях.

Очевидно, что организаторы подразумевают под ПБП соревнование, однако не представляя себе ПБП в виде гонки. Разница едва различима, заключаясь в культуре. Если гонка больше напоминает битву, победителем из которой выходит только один гонщик, то все рандоннерство - это цивилизованное удовольствие от катания. Как однажды высказался один из моих друзей-не рандоннеров: это то, что ищет идеальный велосипедист - любая дистанция, любая погода, автономность.

Это не подразумевает необходимости в медленной езде или в отсутствии соревновательности. Как-никак, ПБП - это примерно как представление: медали получают только финишировавшие в установленное время. Для большинства участников это подразумевает езду "на пределе" вплоть до 90 часов! И нет ничего плохого в том, чтобы бросить вызов самому себе и попытаться улучшить свои предыдущие результаты. Или даже попытаться идти по дистанции быстрее, чем остальные. Но важным остается факт, что каждый финишировавший на ПБП является победителем. Кто-то может оказаться сильнейшим, даже получив за это приз, но нельзя утверждать, что я "выиграл" ПБП. Все получают одинаковые медали. Зрители понимают это и, во всяком случае, аплодируют последним финиширующим участникам больше, чем первым.

Очевидно отличие от гонок, в которых признание получают сильнейшие участники. По определению, потенциальные победители гонки более важны, чем остальные участники. Если более слабые участники отстают в кольцевой гонке более чем на круг, то предполагается, что если они не сходят с дистанции совсем, то, по крайней мере, они должны уступать дорогу более сильным участникам. Все участники рандоннерского мероприятия имеют равные права. Более сильным участникам не следует ожидать, что более слабые пропустят их на КП. Даже со стороны сильнейших участников ожидается культурное и вежливое поведение по отношению к другим участникам, зрителям и организаторам.

Рандоннерство - это также автономность. Несмотря на разрешение машин сопровождения на КП - главным образом по причине того, что в противном случае вообще было бы трудно обеспечивать выполнение запрета на их присутствие - предполагается, что участники смогут идти по дистанции автономно и будут готовы к испытаниям ожидающей их дороги.

В рандоннерстве, как и в гонках, есть своя собственная этика. Например, в гонках не принято "атаковать" соперника со спущенным колесом или во время "нейтральной" санитарной остановки. В рандоннерстве эти правила неписаны и разные люди могут понимать их по-разному. Вот наша трактовка:

  1. Прежде всего, будьте вежливы, что означает проявление внимания к другим. Открытая агрессия имеет место в гонках, но не в рандоннерстве. Старайтесь быть представителем велосипедистов вашего клуба и вашей страны.
  2. Пройдя часть дистанции в составе небольшой группы, которую поочередно вели все участники, постарайтесь финишировать вместе. Под этим также подразумеваются остановки по причине проколов (исключение составляют случаи нескольких проколов у одного участника, вызванные старыми изношенными шинами или по-дурацки оснащенным велосипедом).
  3. В этом виде спорта неуместны атаки. Если кто-то отстает, не имея возможности держать тепм, то ничего не поделаешь. Однако резкие ускорения ради отрыва от соучастников являются проявлением невежливости.
    Вот почему нет финишного спринта: всем участникам группы присваивается одно место и одно время (в гонках по причине определения одного победителя требуется сложное оборудование и трудные решения по точному определению участника, пересекшего финишную линию первым, даже с разницей всего лишь в полдюйма).
  4. Избегайте попадания в "неправильные ситуации". Выполняйте правила велопробега. Это подразумевает соблюдение правил дорожного движения - выполняйте требования знаков остановки и красных сигналов светофора. Двигайтесь вместе только с велосипедистами-участниками пробега. Если за вашей группой длительное время идет машина, особенно ночью, то что-то не так. На машинах сопровождения от организаторов ПБП, во избежание предоставления преимущества первым участникам группы, будут включены габаритные огни. Если вы обнаруживаете, что двигаетесь в группе с нелегальной машиной сопровождения, то обгоните такую группу или отстаньте от нее, но не оставайтесь в ее составе. Несмотря на то, что отказаться от преимуществ езды в такой группе будет сложно, учтите, что штрафы, начисленные в случае вашего разоблачения, значительно превзойдут время, сэкономленное при движении в такой группе.
  5. Будьте дружелюбны с волонтерами и организаторами. Выполняйте их распоряжения и поблагодарите их за потраченное время, ведь это займет всего одну-две секунды. Без них у вас не было бы возможности поучаствовать в таком прекрасном мероприятии.
  6. Финишируйте! Ваша цель - проехать дистанцию наилучшим образом с учетом текущих обстоятельств. Основная ошибка - ехать быстро и затем сойти с дистанции, осознав невозможность финиша в намеченное для себя время.

Эти принципы, несомненно, верны не только для ПБП, но и для рандоннерства в целом. Наслаждайтесь, при желании едьте быстро, бросайте вызов себе и другим, но помните: это не гонка!

Об авторах

Жан Хейне (Jan Heine) из Сиэтла проехал свой 2ой PBP в 2003 на тандеме за 52:44 (вместе с Jaye Haworth). Он также является редактором и издателем Vintage Bicycle Quarterly

Мелинда Лион (Melinda Lyon) многократная участница ПБП. Она проехала ПБП в 2003 за 54:18, первая из женщин одиночек.