Сергей Минделевич" />

А, надувной матрас регистрировать не надо?

Содержание

Обсудить статью можно на форуме.

От редактора

Главный редактор газеты "Вольный ветер" дал нашему клубу эксклюзивное право на публикацию его материалов в газете "ВВ" N 107 за 2011 год и 111 за 2012 год в интернете, в которых рассказывается об истории борьбы и победы газеты над законом, обязывающем регистрировать байдарки.

Регистрировать байдарки и прочие малые суда формально необходимо, было как минимум с 1985г, еще с советских времен, но никто тогда фактически байдарки не требовал регистрировать и штрафы не брал.

Так было до 2003 года, когда за незарегистрированные байдарки и небольшие надувные лодки стали фактически штрафовать. Началось это с инспектора ГИМС в г. Дубна, который вместе с вооруженным инспектором рыбнадзора на майские праздники у Караманово (водники знают это место выгрузки на маршруте по р. Дубна) начали собирать дань и за незарегистрированые байдарки и за нарушение режима нерестилища (или нереста) рыб (каждый по 1 тыр. с лодки, кажется).

Газета "ВВ" и ее главный редактор начали борьбу за права туристов где-то в 2005 году, и победили только в 2012: Дума приняла поправки в многочиленные нормативные акты, которые вступили в силу с 25 мая 2012 года, в которых УКАЗАНО, ЧТО РЕГИСТРАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ СУДОВ:

  1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;
  2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;
  3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

С чего все началось?

Леонид Ливеровский

Началось все постановления Правительства РФ от 31.01.2001 года №74 "О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА МОРЕПЛАВАНИЕМ И ТЕХНИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ ЗА СПОРТИВНЫМИ И ПРОГУЛОЧНЫМИ СУДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". В пункте 3 этого документа Госкомспорту РФ, Минтрансу РФ и Минприроды РФ предлагалось "обеспечить разработку и издание до 1 июля 2001 г. правил классификации и технического надзора за спортивными и прогулочными судами".

Пишет Михаил Трусков ("Так нужно ли регистрировать байдарки???"): "Во исполнение этого постановления Госкомспорт разработал свой документ, касающийся только спортивных судов и никоим образом не разрешающий вопросов, связанных с прогулочными судами, которые, как можно было бы предположить, весьма близки к туристским судам. Правда, в постановлении №74, да и вообще нигде в законодательстве такое понятие, как "прогулочное судно" конкретно не определено, хотя и вынесено в название документа. Все множество бытовых плавсредств, в том числе прогулочные и туристские, поглощены весьма емким понятием "маломерное судно", которое всуе используется всеми органами, в том числе Минтрансом.

Такое вольное обращение с терминами и лукавое причисление разборных и надувных туристических "брезентовых бригантин" к маломерным судам явллось первопричиной всех потенциальных бед туристов-водников. И если раньше подобная суровость российских законов нивелировалась сами знаете чем, то теперь широко разрекламированным Дубнинскии прецедентом, фактически, дана отмашка всем территориальным подразделениям ГИМС: Можно! Ату!

Не удивлюсь, если лето 2003 года даст небывалый всплеск активности "ГИМСишников" и, как следствие, тысячекратное увеличение статистики наложения штрафов по статье 11.8 КоАП РФ.

Минтранс РФ Приказом от 14 октября 2002 года №129 утвердил "Правила плавания по внутренним водным путям РФ", в котором в п.45 подтвердил необходимость наличия на маломерных судах официальных регистрационных знаков, содержащих название или номер, наименование и местонахождение владельца судна, которые наносятся на видном месте с внутренней (!!!) и наружной стороны судна.

Пропускаю дальнейшие законодательные перепетии, и наконец в 2007 в КоАП РФ внесли поправки, точно определяющие понятие "маломерное судно" подлежащее регистрации, и отнесли к ним, в том числе, и байдарки (гребные суда) грузоподъемностью более 150 кг и надувные суда, грузоподъемностью более 225 кг, уточнили ответственность граждан за отсутствие регистрации маломерных судов, разрешения на право управления ими, а также переоборудование и перегруз оных. Тогда, таким образом, подавляющее большинство туристов-водников стали находится под угрозой привлечения к административной ответственности по ст. 11.8 КоАП РФ за отсутствие регистрации этих "маломерных судов" в территориальных отделениях Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), если попадутся инспектору ГИМС (от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ, тогда что-то около 1000 руб) .

Дополнительно к регистрации владельцы судов обязаны пройти в местном отделении ГИМС курс обучения вождения и получить удостоверение, разрешающим управлять маломерным судном. Это удостоверение надо постоянно иметь с собой при управлении судном, поскольку управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, влекло наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (п.2 ст. 11.8).

Более того, управление маломерным судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 МРОТ или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет ( п.1 ст. 11.10). При этом, уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет (там же, п.2).

А, надувной матрас регистрировать не надо?

("ВВ" 107, 2011)

Сергей Минделевич

В редакцию к нам пришло очередное письмо.

Здравствуйте, Сергей Минделевич!

Мне 51 год. Уже дед, двое внуков. Большую часть жизни провожу на рыбалке и охоте, так как люблю природу, являюсь судьёй пермской краевой Федерации рыболовного спорта. По мере сил провожу пропаганду здорового образа жизни и бережного отношения к природе среди молодёжи, сам не курю и не пью. Страсть как обожаю сплавы и рыбалку нахлыстом.

Случайно наткнулся в Интернете на Ваше обращение к С.Шойгу по поводу регистрации лодок и катамаранов – как Вы правильно заме­ тили, абсолютно никому не нужной и нелепой процедуры. Прочитав Ваше обращение, я просто ликовал, что я не одинок и есть мои единомышленники, борцы за нормальную человеческую жизнь. Непонятно, почему у нас в стране всё нужно регистрировать? Так мы скоро и до регистрации галош дойдём.

Куда только я уже не обращался по этим вопросам! Кто и зачем придумал ну, ладно, регистрацию, а то и прохождение техосмотра маломерных судов! Просто курам на смех. Какие у надувных лодок есть развалы колёс или люфты в тормозах? Мало того, наши пермские гимсовцы всю зиму почивали на лаврах, а с наступлением навигации придумали проводить техосмотр на открытой воде, в том числе надувных ПВХ-лодок и катамаранов! Обиднее всего, что мы платим налоги за эти лодки и небольшие моторы КРУГ­ ЛЫЙ ГОД, даже когда на реках лежит метровый слой льда, а проводить техосмотр можем только с наступлением тепла. Причём гимсовцы прини­ мали техосмотр только по средам и четвергам, будто у них частная лавочка, а не государствен­ ное учреждение. В Перми на миллионный город всего 10 гимсовцев, эти бедолаги сами не рады техосмотру, поскольку не справляются. После моих обращений к Шойгу их, видимо, пропесочили, и теперь они проводят техосмотр каждый день прямо у здания ГИМС в городе.

Писал я по Интернету также президенту и премьеру. После этого мне на сотовый телефон позвонил из Самары зам. начальника СреднеВолжского бассейнового управления (которому непосредственно подчиняется ГИМС Пермского края) Андрей Сухов. Он спросил фамилию инс­ пектора, который, как он выразился, больше всех «бесится». А как раз накануне ребята из г. Березники мне пожаловались на начальника их ГИМСа Загородского. Я назвал эту фамилию Сухову и рассказал о других проблемах. Он обещал разобраться. Буквально через час после этого разговора мне позвонили из Березников и говорят: мол, их начальника ГИМС Загородского как под­ менили – сам позвонил людям, извинился и т.д.

Позже мне пришло письмо от зам. начальника регионального центра ГИМС из Нижнего Нов­ города Андросова, который аж на трёх листах написал мне попросту отписку – как должно всё быть согласно приказам МЧС № 500 и 501! Я эти приказы и сам знаю наизусть. И только внизу этого письма приписка в три строчки, что, мол, Пермский ГИМС ещё в феврале (!) – а я писал в мае – запросил увеличение штата на 5 человек и, возможно, они в Нижнем Новгороде эту просьбу удовлетворят, что улучшит работу Пермской ГИМС. Да у нас даже 300 человек не справятся.

В Перми «армия» (да, именно армия!) водномоторников и владельцев ПВХ-лодок и катама­ ранов с байдарками растёт в геометрической прогрессии день ото дня, даже не считая дюралек и всевозможных гидроциклов. Ведь не каждый может поехать в Турцию или Тунис, а тут, по­ жалуйста: купил лодку и отправился на рыбалку. Я Шойгу писал, что у нас для нормальной работы нужно увеличивать штат ГИМС до полка. Пи­ сал и про то, что нужно объявить амнистию на лодки советских времён наподобие земельной ам­ нистии. Скажем, ГИМС три года будет регист­ рировать все суда, даже без документов об их приобретении, а потом кто не успел – извините, амнистия кончилась! Сейчас же сразу посылают в суд, который не может без документов (а если они потеряны?) признать право собственности и обязать ГИМС зарегист­рировать судно. Короче, пока суд да дело, лето проходит. А проблемы остаются с людьми.

Лично я за отмену всех этих дурацких и никчёмных процедур. Я писал на имя В.Путина, что я не сторонник анархии и беспорядка, но мне как обывателю проще один раз при покупке заре­ гистрировать судно и раз в год платить налог, чем маяться со всей этой белибердой. Даже нет единого стандарта государственного номера на суда, и на них люди лепят мыслимые и немысли­ мые номера. Ещё я просил отменить техосмотр судов, как предлагают сейчас с автомашинами сделать. Но ответов ни от президента, ни от премьер-министра не получил. Призываю Вас и дальше писать об этих проб­ лемах, ибо, как говорится, под лежачий камень вода не течёт.

Иосиф ДУЛИХАНОВ, Пермь.

P.S. Меня так и тянет прийти к нашему ГИМСу с надувным китайским семейным матрацем и плакатом: «Дайте гос. номер матрацу, он тоже выдерживает 225 кг!». Хотя прекрасно понимаю, что местные гимсовцы – всего лишь клерки, выполняющие указания сверху.

 

МИНИСТР ШОЙГУ ОБЕЩАЛ. ЖДЁМ ОСЕНИ?

("ВВ" 107, 2011)

Сергей Минделевич

 

Как-то в апреле я узнал, что министр Сергей Шойгу 10 июня 2011 года будет вести личный приём граждан. И в майские праздники написал, а потом 10 мая отнёс в приёмную Правительства РФ следующее письмо:

Члену Правительства РФ,
министру по чрезвычайным ситуациям
С.ШОЙГУ

Зачем нужна регистрация маломерных безмоторных туристских судов?

Уважаемый Сергей Кужугетович!

Недавно Президент РФ Дмитрий Медведев поставил вопрос о целесооб­ разности техосмотра автомашин. Это предложение поддержали тысячи автолюбителей.

Но существует ещё более нелепая обязательная процедура, не приносящая пользы ни людям, ни государству – регистрация и техническое освиде­ тельствование туристских байдарок, надувных катамаранов и рафтов в Госинспекции по маломерным судам (ГИМС), входящей ныне в состав МЧС России. Подчеркну, что речь идёт не о яхтах и моторных лодках, а именно о безмоторных разборных туристских судах, которые большую часть года хранятся в разобранном виде на антресолях или в чулане.

Регистрация же названных туристских судов (при которой происходит их техническое освидетельствование) ни коим образом не повышает без­ опасность плавания (то есть турпоходов и путешествий), но отнимает у владельцев много времени и нервов (про деньги уж умолчу). В частности, при этом надо предоставлять документы (например, чек из магазина), которые подтверждают, что владельцем судна является именно этот гражданин. Однако за давностью лет многие люди такие документы потеряли, а не­ которые сами сделали свои суда. В этом случае их регистрация в ГИМСе существенно усложняется и порой решается, как говорят туристы, лишь с помощью взяток.

Совершенно непонятны критерии, согласно которым одноместную байдарку или двухместный катамаран регистрировать не требуется, а двухи трёхместные байдарки, четырёхместные катамараны – нужно. Объяснить мне это не смогли даже руководители ГИМС – так, мол, решили их предшественники.

Руководители ГИМС проводят аналогию с регистрацией в ГАИ автомо­ билей. Но она неправомочна: автомашина является источником повышенной опасности, а какую опасность для окружающих, для кораблей и плотин несут байдарки и надувные катамараны?! Аналогично можно было бы потребовать регистрации велосипедов и горных лыж. Владельцы их гораздо чаще получают травмы, нежели туристы-водники.

Редакция «ВВ» после многочисленных обращений любителей водного ту­ ризма неоднократно писала в различные государственные органы по этому вопросу: и в Госдуму, и в Министерство транспорта, и даже в Комиссию Правительства РФ по ликвидации избыточных государственных функций. Из последней наше письмо переслали в МЧС России, откуда мы тогда получили ответ за подписью зам. министра Р.Цаликова, что, мол, ГИМС недавно пере­ дан в их ведомство, поэтому необходимо разобраться в ситуации. И пообещали потом ответить. Но ответа по существу мы так и не получили.

В общем, все соглашаются с тем, что регистрация и техосмотр в ГИМСе названных судов не нужны. Например, вице-спикер Госдумы А.Чилингаров сказал: «Это глупость!». Предложения об отмене такой регистрации неоднократно записывались в рекомендациях авторитетных совещаний и конференций (например, совещания по развитию туризма Совета Феде­ рации), но до сих пор так ничего и не изменилось. Ежегодно штрафуют за нарушение правил регистрации и эксплуатации маломерных судов (а иногда и отбирают их) туристов, которые плавают, например, по подмосковным речкам на байдарках без номеров. (Однажды в нашей газете были опубли­ кованы фотографии тогдашнего Президента РФ В.Путина во время его отдыха на Алтае с веслом в лодке. И на ней – страшно подумать! – тоже не было регистрационного номера. Но Федеральная служба охраны не пос­ читало это фактором, угрожающим жизни Президента.) Из разговоров с руководителями ГИМС у меня создалось впечатление, что они тоже не поддерживают регистрацию туристских судов, но коли есть такой закон (в частности, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ), то обязаны его выполнять.

Уважаемый Сергей Кужугетович! Похоже, все прекрасно понимают не­ лепость такой регистрации, но никто не желает проявить инициативу по изменению законодательства и взять на себя такую работу. Может быть, Вы дадите указания о подготовке соответствующих поправок в законодатель­ ство? Это избавит государство от ненужной ему функции, освободит время у сотрудников ГИМС для более важной деятельности, поможет развитию водного туризма в стране, а самим гражданам сбережёт время, деньги и нер­ вы. Подавляющее большинство туристов ныне и так не регистрируют свои суда, понимая бессмысленность этой процедуры, а это учит людей правовому нигилизму. Очевидно, что при абсурдных законах невозможно приучить людей к соблюдению законодательства и построить правовое государство.

В связи со сказанным прошу принять меня по этому вопросу на личном приёме.

С уважением, главный редактор «ВВ»
С.МИНДЕЛЕВИЧ
Приложение: «ВВ» № 59 и 83 с публикациями о регистрации судов в ГИМСе.

...В начале июня позвонил в приёмную узнать, попал ли я в список на приём. «Пока неизвестно, звоните позже». Дня за 3–4 начал звонить каждый день по нескольку раз – никто трубку не берёт, как вымерли! Был в Госдуме, там меня приглашали придти на какойто сбор экологов как раз 10 июня.
– «Не могу, – говорю, – записан на приём к Шойгу».
– «Какой приём?! Он обещал к нам придти, его тут экологи награждать должны».
И время совпадает. Ну, я, честно говоря, решил, что приёма не будет и расслабился. Хотя 9 июня всё же ушёл с работы раньше и поехал в приёмную выяснить ситуацию, благо она мне по дороге. Приезжаю – все двери закрыты. Спрашиваю в проходной Правительства РФ у охраны – говорят, все уже из приёмной ушли. А время 17.00.

Утром жена спрашивает:
– «Идёшь к Шойгу? Чистую рубашку давать?»
– «Не надо, – говорю. – Никто не позвонил, значит, я к министру не попал»…

Доезжаю до Октябрьского Поля, стою на остановке, жду троллейбуса. 10.02. Звонит мобильный.
– «Это из приёмной Правительства говорят. Вы знаете, что Вы в списке на приём к Шойгу?»
– «Откуда?! Мне никто не сообщил. Три дня вам звонил, ни один телефон не отвечает».
– «А у нас телефоны отключили во время ремонта. Так приедете?»
– «Я же не готов: не оделся, не побрился…»
– «Ну, решайте».
– «Еду. Буду через полчаса».
– «Поторопитесь. Он уже принимает, а Вы – четвёртый в списке».

Почти в мыле вваливаюсь в приёмную. Народу – битком.
Охрана: «Вы по какому вопросу?».
– «Я к Шойгу».
– «Фамилия?»
– «Минделевич».
– «А, пропавший! Давайте быстрее!»

Быстро сверяют мою физиономию с фото на паспорте, просвечивают рюкзак, прохожу через рамку-металлоискатель, которая издаёт какие-то звуки, выкладываю телефон – теперь чисто. Через боковую дверь меня ведут в холл, оттуда – через ещё один пост охраны – на второй этаж.
– «Вот здесь ждите, Вас позовут».
Рядом сидят ещё двое ожидающих приёма. В соседней комнате вижу с десяток полковников в форме МЧС.
– «Вы хоть причешитесь», – советует сердобольный сотрудник приёмной. Следую совету. Хорошо бы ещё 5-дневную щетину сбрить да майку с надписью «Я был на рыбалке!» (подарили на презентации в торговом центре) поменять, но как?

(Как выяснилось, сотрудники ФСО более лояльны к внешнему виду посетителей, чем охрана Верховного суда КБР в Нальчике, куда меня однажды летом не хотели пускать в бриджах и в майке, на спине которой – честное слово, не заметил! – углядели загорающую на пляже девицу. Самую чистую майку выбирал… С большим трудом удалось убедить охрану, что без меня рассмотрение моего иска к правительству КБР просто не состоится, а ехать переодеваться в Москву несколько далековато. С трудом, но пропустили.)

Ожидать пришлось минут 10, не больше. Оказывается, опаздывать иногда тоже полезно… «Заходите!» Вместе со мной заходит начальник ГИМС полковник В.Серёгин, с которым ранее я неоднократно общался.

С.Шойгу – загорелый, подтянутый, не то, что я (честное слово, искренне позавидовал!) – пролистывает моё письмо и приложенные к нему газеты. Я в это время на всякий случай ему напоминаю, что мы неоднократно раньше с ним общались – в частности, по поводу сооружения хижины на седловине Эльбруса.
– «Но сейчас я по другому поводу. Надо рассказывать подробнее?»
– «Не надо, всё понятно».
Тем не менее говорю, что я передал в приёмную письмо 10 мая, а 16 мая был обнародован ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в РФ В.Лукина, в котором регистрация байдарок и надувных лодок признана нарушающей права граждан на собственность. Правда, в докладе речь шла не о туристах, а о рыбаках, которые, купив надувную лодку, не могут её использовать, пока не зарегистрируют и не получат право плавать под флагом РФ. Передаю министру распечатку информационного сообщения о докладе В.Лукина.
– «Правда, – говорю, – должен сказать комплемент нынешнему руководству ГИМСа: они хоть ежегодное освидетельствование байдарок и катамаранов отменили, но всё равно регистрация туристских судов – совершенно ненужная процедура».
Шойгу (возмущённо) Серёгину: «Что это такое? Не хватало, чтобы Лукин об этом писал! Когда решите вопрос?».
Серёгин: «Мы его прорабатываем. В этом году байдарки уже не регистрируем».
(Месяцем ранее бывшая сотрудница «ВВ» Аня прислала мне объявление из газеты её города Коврова Владимирской области, в котором местной управление ГИМС требовало зарегистрировать все маломерные суда, в том числе и байдарки.)
Шойгу: «Вообще эта регистрация даёт какие-то ощутимые деньги?»
Серёгин: «Нет».
Шойгу: «Повышает безопасность плавания?».
Серёгин (после паузы): «Нет».
Честно и без оговорок! Ну, есть ещё у нас достойные чиновники! Сколько раз мне разные должностные лица врали нагло прямо в глаза или в официальных письмах. Например, один генерал погранслужбы ФСБ написал, что погранпост, появившийся 2 года назад в 30 м перед альпбазой «Шхельда» и спасотрядом МЧС, никак обращению туристов и альпинистов к спасателям не мешает, поскольку «между погранпостом и спаспунктом существует устойчивая проводная и радиосвязь». Когда я рассказал об этом спасателям, те долго смеялись… Серёгин, думаю, достоин уважения.

Шойгу: «Можем мы это своим приказом решить?».
Я: «Нельзя. Определение маломерного судна приводится в КоАПе, который принят федеральным законом. Надо изменять законодательство».
Серёгин: «Мы работаем в этом направлении. Будем менять определение маломерного судна. Уже есть согласие комитета по транспорту Госдумы».
Я: «Я с А.Чилингаровым дважды разговаривал, он с нами полностью согласен – регистрация не нужна».
Шойгу Серёгину: «И когда решите вопрос?»
Серёгин: «Думаю, на осенней сессии Госдумы поправку в закон примут».
Шойгу: «Почему так долго? Быстрее нельзя, в эту сессию?»
Серёгин: «Я сказал с запасом по времени на всякий случай. Постараемся и раньше решить».
Шойгу Серёгину: «Постарайтесь! А с прессой работать надо. Вот ведь «ВВ» – хорошая газета (тут я с министром не стал спорить. – С.М.), почему не сотрудничаете?».
Я: «Сотрудничаем! Вот, смотрите, интервью с руководством ГИМСа недавно напечатали… И резюме: можно ли надеяться, что осенью всё же вопрос будет решён?».
Шойгу: «Не “можно надеяться”, а БУДЕТ РЕШЁН!».

В заключение я подарил министру несколько последних номеров «ВВ», фирменные календарики с фотографи-ями «ВВ» в разных точках мира и видеодиски с записью юбилейного вечера «Барды поздравляют “ВВ” с 20-летием». «Может, как-нибудь в самолёте найдёте время посмотреть». Газеты Шойгу отдал помощнице, а коробку с дисками положил в карман своего пиджака. …

Когда приехал в редакцию, мне сообщили, что звонили из аппарата уполномоченного по правам человека В.Лукина и просили перезвонить. Мы туда тоже направили письмо по поводу регистрации маломерных судов и нарушений прав граждан на свободу передвижения. Перезвонил. Будем встречаться и обсуждать проблему.

Меня просили ПРЕДОСТАВИТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (решения судов, протоколы о наложении штрафов, письма из прокуратур и т.д.), ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ, ЧТО ВЛАДЕЛЬЦЫ МАЛОМЕРНЫХ ТУРИСТСКИХ СУДОВ СТРАДАЮТ ИЗ-ЗА ТРЕБОВАНИЙ ОБ ИХ РЕГИСТРАЦИИ.

Господа «водники»! Если есть такие бумаги, пришлите их (или их копии) нам в редакцию (координаты внизу с. 16). Это, думаю, вам надо больше, чем мне – «горнику», лишь 1 раз в жизни сидевшему в байдарке…

ОДНОЙ ПРОБЛЕМОЙ СТАЛО МЕНЬШЕ

("ВВ" 110, 2012 г)

Сергей Минделевич

Этого редакция «ВВ» добивалась около 7 лет.

«....Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.»

Впрочем, не только мы. Некоторые «водники» писали возмущённые письма в Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС), переданную несколько лет назад в ведение МЧС России, пытаясь доказать нелепость регистрации туристских маломерных безмоторных судов, которые большую часть года лежат в разобранном виде на антресолях или в сарае. Отдельные смельчаки даже подавали иски в суд, пытаясь оспорить наложенные на них инспекторами ГИМС штрафы за отсутствие регистрации байдарок. На одном таком суде я выступал в качестве специалиста по спортивному туризму, пытаясь доказать, что байдарки – спортивные суда, которые регистрации в ГИМС не подлежат. Именно так на сайте Туристско-спортивного союза России (ТССР) его деятели рекомендовали действовать. Как и следовало ожидать, такие аргументы, не подкреплённые какой-либо законодательной базой, в суде «не прокатили», штраф пришлось заплатить.

Нельзя сказать, что руководители ТССР совсем уж этой проблемой не занимались. Пару раз они даже сходили в ГИМС, пообщались с его начальником, и на этом успокоились, поскольку г-н Серёгин им сказал, что проблема известна и регистрацию туристских судов отменят. Было это, по моим данным, в конце 2010 г. (а предыдущий визит президента ТССР состоялся лет на 5 раньше). Не думаю, что эти визиты с интервалом лет в 5 сыграли сколько-нибудь заметную роль. Скорей всего, они были лишь реакцией на мою неоднократную критику в газете руководителей ТССР, которые долгое время вообще ничего не предпринимали для решения проблемы. (Если и за восстановление звания «Мастер спорта» за походы ТССР борется аналогичным образом, то нет ничего удивительного в том, что столько лет это не удаётся сделать.)

Проблему год назад, после многочисленных жалоб рыбаков, отметил в своём ежегодном докладе даже Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Он посчитал, что сложившаяся ситуация нарушает имущественные права граждан: купив лодку, люди не могут ею пользоваться, пока не зарегистрируют судно и не напишут на нём регистрационный номер.

В отличие от руководства ТССР, наша редакция реально занималась проблемой «водников» системно много лет. Не счесть совещаний (например, в Совете Федерации), на которых я выступал и в решения которых записывались реко мендации Правительству РФ отменить регистрацию байдарок и катамаранов. Благодаря президенту Российского союза туриндустрии Сергею Шпилько (ныне также руководитель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Правительства Москвы), поддерживавшего наши усилия, такие рекомендации были включены в итоговые документы и других высоких совещаний, мне недоступных.

Дважды я встречался с вицеспикером Госдумы Артуром Чилингаровым, с которым знаком много лет, и дважды по его просьбе, потратив немало времени, готовил комплект документов для рассмотрения вопроса в Госдуме. Увы, один раз эти бумаги там просто потеряли, второй раз их передали в Комиссию по транспорту (прежнего созыва), председатель которой за полгода, несмотря на мои неоднократные звонки, так и не удосужился ознакомиться с документами. А потом я звонить ему перестал, поняв бессмысленность этого.

Мы писали также в Министерство транспорта и даже в Комиссию Правительства РФ по ликвидации избыточных государственных функций.

Неоднократно общались с нынешними руководителями ГИМС (о которых у меня сложилось мнение как о вполне вменяемых людях, которые сами не одобряют такую регистрацию, но – закон есть закон!).

Публиковали и материалы о проблеме в «ВВ» (см. №№ 59 и 83), в том числе – интервью с зам. начальника ГИМС. Да всё и не вспомнишь…

В конце концов летом прошлого года я пробился на приём к министру Сергею Шойгу, которому в разговоре сообщил и мнение В.Лукина. Министр пообещал до конца года проблему решить (см. № 107). Через короткое время редакция получила официальный ответ (см. тот же № 107). И вот необходимые поправки в законодательство 1 ноября были приняты Госдумой в первом чтении.

Далее наступило затишье. Год закончился, а закон так и не был принят. В редакцию же регулярно звонили «водники» с одним и тем же вопросом: «Когда же, наконец?!».

Не выдержав, я в январе 2012 года снова написал С.Шойгу:

«Уважаемый Сергей Кужугетович! Напомню, что летом прошлого года я был у Вас на личном приёме в приёмной Правительства РФ. Речь, прежде всего, шла о ликвидации никому не нужной, бесполезной регистрации маломерных судов в ГИМС, что вызывает у любителей водного туризма и рыбной ловли большое неудовольствие и никоим образом не влияет на безопасность плаваний. В присутствии начальника ГИМС В.Серёгина Вы пообещали, что вопрос будет решён не позднее осенней сессии 2011 г. Госдумы. Об этом Вашем обещании мы сообщили нашим читателям (см. прилагаемую газету)

Позже я получил письмо от зам. начальника ГИМС Н.Крючека, который также сообщил, что поправки в законодательство, отменяющие регистрацию определённых категорий маломерных судов, планируется принять на осенней сессии Госдумы. Н.Крючек также написал, что разрабатывается Административный регламент МЧС России по предоставлению услуги по регистрации маломерных судов, который планируется принять в 3 квартале 2011 г.

Увы! Прошёл 2011 год, а названные поправ-ки в законодательство так и не были приняты, хотя и прошли первые чтения 1 ноября. Про Административный регламент тоже что-то ничего не слышно. Я пытался выяснить ситуацию у руководителей ГИМС, но безуспешно – телефон ГИМС, указанный на сайте МЧС России, всё время занят (складывается впечатление, что он вообще не работает), а письмо, направленное по электронному адресу ГИМС, указанному на сайте, осталось без ответа. Как-то это всё не способствует повышению авторитета МЧС России среди любителей водных походов и прогулок. Я уж не говорю о том, что невыполненные обещания министра, одного из лидеров правящей партии, не способствуют привлечению к ней новых сторонников…

С искренним уважением, учредитель и главный редактор газеты «ВВ» С.МИНДЕЛЕВИЧ».

Вскоре мне позвонил Амаяк Нуникян, зам. начальника отдела ГИМС, который начал у меня выяснять, почему я не дозвонился до руководства ГИМС и кому отправлял электронное письмо. В ходе разговора, когда я открыл сайт МЧС России, выяснилось, что там указан телефон ГИМС со старым кодом (495), который давно изменился на 499. Почему не исправили на официальном сайте – как обычно, неизвестно. Аналогично и с моим письмом: кому оно попало, покрыто мраком. Позже, в феврале, я получил из ГИМС и весьма расплывчатый ответ на обращение к Шойгу.

Не берусь утверждать, что моё письмо ускорило дело, но факт: оно в Госдуме сдвинулось с «мёртвой точки». В апреле депутаты за одну неделю (!) приняли законопроект во втором и третьем чтениях. На следующей неделе его утвердил и Совет Федерации. А вскоре подписал и Президент РФ. И в конце мая, через месяц после официальной публикации, этот 28-страничный закон, вносящий изменения в 4 кодекса (налоговый, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, об административных правонарушениях) в части определения маломерного судна, вступает в силу. Теперь регистрировать такие суда весом до 200 кг (то есть все катамараны, байдарки и др.) не нужно.

Таким образом, благодаря общим усилиям мы эту наболевшую проблему наконец решили. С чем всех «водников» и ПОЗДРАВЛЯЮ! Однако мне лично радоваться мешает то, что других проблем в спортивном и самодеятельном туризме ещё достаточно. И что-то не видно желающих добиваться их решения…

Из редакционной электронной почты:

Спасибо Вам за информацию о принятии закона и борьбу за свободу передвижения! Роман БОГДАНОВ (город неизвестен). Поздравляю со значимым событием!!! Теперь сижу и думаю, какой мотор – 5 или 9,9 – покупать. 9,9 вниз по реке – не экономно. А 5 вверх по реке – не быстро. А месяц назад и пять «лошадей» на всё хватало. Вот так задачу Госдума поставила.

Александр (фамилия и город неизвестны).

C хорошей новостью! Тоже считаю это хоть маленькой, но победой (вообще-то могли бы смело отменить регистрацию судов до 300 кг и мощностью моторов до 30 л.с). Наконецто выдали всем рыбацким лодкам и лодчонкам вольную от «крепост­ного права» или ненужного «крышевания». Эти «заморочки» никому не нужны: ни регистрация, ни номера, ни ТО. Одним словом, дурдом закончился.

Иосиф ДУЛИХАНОВ, Пермь.

Снова здорово, или ГИМС не унимается

(2017, декабрь)

Сергей Минделевич
Леонид Ливеровский

Прошли годы. Сменился руководитель МЧС, и ГИМС снова взялся за старое. МЧС (ГИМС) внес в думу законопроект "О безопасности судоходства маломерных судов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в переводе с думского на человеческий язык за байдарки придется платить, и тратить время на регистрацию надо предъявить лодку в ГИМС лично (я так понял), и доказать, что лодка принадлежит тебе, и права получать, для чего учится и сдавать экзамены, и налог платить на лодку! И конечно, же штрафы и еще раз штрафы... за нерегистрацию, за управление без прав...

"О безопасности судоходства маломерных судов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 7. Государственная регистрация маломерного судна
1. Маломерные суда подлежат государственной регистрации в Реестре маломерных судов.
2. Не подлежат государственной регистрации маломерные суда, являвшиеся принадлежностью других судов, а также маломерные суда с наибольшей длиной корпуса мене 2,5 м и установленным двигателем менее 8 кВт.

7. ... основания возникновения права собственности на судно или часть судна;

8. .... Порядок получения сведений из Реестра маломерных судов и размер платы за предоставление сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

15. Лицо, уклоняющееся от обязательной государственной регистрации маломерного судна либо нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в Реестр маломерных судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Право управления маломерными судами

1. Каждое маломерное судно, подлежащее государственной регистрации, за исключением несамоходных судов, должно управляться лицом, имеющим необходимую для этого квалификацию.
...
2. Квалификация лица, управляющего маломерным судном, подтверждается удостоверением на право управления маломерными судами.


Закрывшаяся газета "Вольный Ветер" долго вела борьбу с предыдущим законом, и победила байдарки стало опять, как в старые добрые времена СССР, не надо регистрировать.

"МС массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10 л.с.) не подлежат государственной регистрации — на такие суда документы о государственной регистрации не выдаются, классификация и освидетельствование не производятся."

Пример: кладём лодку на весы (или смотрим её паспорт), видим 200 кг — следовательно, это плавсредство не требует регистрации. Рассматривается вес только лодки, а не комплекта. Формулировка про 200 кг веса лодки очень удачна, под неё попадают все возможные конструкции плавсредств.

Пообщался на эту тему с Сергеем Владимровичем Миделевичем. 18 сентября 2017 он мне отписал:


"Привет!
Сегодня был в Правительстве на совещании по детскому туризму у Ольги Голодец. Поднял там вопрос о том, что МЧС подготовило законопроект, где говорится о регистрации всех судов длиннее 2,5 м. присутствовал зам. министра МЧС, промолчал. По результатам совещания Голодец должна дать поручения. Будем надеяться, что там будет поручение и про упомянутый законопроект. Обычно поручения появляются через 2-3 недели после совещания. Сообщу.
Успехов!
С.Минделевич"


Почитал я проект повнимательней, и возникли у меня вопросы, как толковать?

7.7 В Реестр маломерных судов вносятся следующие основные сведения: ...
сведения о строителе маломерного судна, дата и место постройки, строительный идентификационный номер; ...
основания возникновения права собственности на судно или часть судна;


Т.е. самодельное судно зарегистрирвать будет практически невозможно, где взять "строительный идентификационный номер"? (Как уже стало с подготовленными самостоятельно джипами.) Без чеков и договоров не получится зарегистрировать, а если все утеряно за давностью лет?


15. Лицо, уклоняющееся от обязательной государственной регистрации маломерного судна либо....., несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Значит ли это, что если лежит у тебя дома байдарка без документов, которую нельзя зарегистрировать, то что бы не получить штраф ее надо утилизировать, иначе заколдованный круг получится? Значит ли это, что если у тебя найдут незарегистрированну лодку, то по аналогии с оружием, ужесточат и привлекут?

Пообщался с С.В. Минделевичем, он мне отписал 05.10.17. Надежда есть.


"Привет!
Вы правильно понимаете ситуацию. Именно так раньше и происходило: крайне сложно было зарегистрировать самодельное маломерное судно, на которое нет чека из магазина.
НО! Дня два назад на форуме Федерации спортивного туризма России (я на него захожу через www.tssr.ru) появился ответ МЧС за подписью министра на письмо Федерации по поводу проекта закона. (Думаю, Федерация обратилась в МЧС после моей публичной критики их бездеятельности, сами по себе они ничего не делают). В этом ответе министр обещает сохранить прежние критерии маломерного судна, подлежащего регистрации, даже изменить их в пользу владельцев: будут обязательны к регистрации лишь суда весом более 300 кг. То есть байдарки регистрировать будет не нужно. Надеюсь, так и произойдет.
Успехов!
С.Минделевич


По непонятным причинам в подписанном Голодец протоколе совещания исчезло поручение МЧС по изменению законопроекта о судоходстве. Возможно, потому, что в аппарате Правительства РФ узнали, что законопроект и так будет изменен (см. мое предыдущее сегодняшнее письмо).


С.Минделевич

Министр МЧС пообещал президенту Туристско спортивного союза России, а по совместительству руководителю фракции "Справедливая Россия" в Думе, что в предложенном виде закон принят не будет, а даже будет увеличена масса судна не подлежащего регистрации с 200 до 300т кг.



В Думе закон пока рассматриваться не будет по сведениям с русфишинга:


"Законопроект отменили. Ждём новых сюрпризов. Не совсем отменили а скорее отправили на очередную переработку. Что имхо не помешает ему снова вылезти в более удобное время."

На сайте госдумы законопроекта с названием "О безопасности судоходства маломерных судов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пока нет.

Тем не менее на сайте МЧС (несмотря на ответ министра) до сих висит такой проект:


Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, а также маломерные суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, если общее число людей на каждом из которых не превышает двух.

На сайте ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ все по-прежнему (проект):


Не подлежат государственной регистрации маломерные суда, являвшиеся принадлежностью других судов, а также маломерные суда с наибольшей длиной корпуса мене 2,5 м и установленным двигателем менее 8 кВт.

За ситуацией следить надо.